ОТРАСЛЕВОЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ «КАЗПРОФМЕТАЛЛ»
тел.: +7 (7172) 27-26-50
факс: +7 (7172) 21-63-14
e-mail: kazprofmet@mail.ru

00:00/00:00
  Слова гимна
Ерлерміз еңбегімен бақыт тапқан,
Кен қазған, болат қорытқан, мыс балқытқан.
Жасасын алтын бесік - атамекен
Қазына қойнауында шалқып жатқан.

Қайырмасы:
Қара тасты қайнатқан,
Асыл тасты жайнатқан,
Кеншілерміз бұрғысын
Тереңдерге бойлатқан.
Көк темірді балқытқан,
Көк теңіздей толқытқан.
Металлург  біздерміз
Ел байлығын шалқытқан!
                           
Металлургам, горнякам за достойный труд
По заслугам честь и славу воздают.
Окрыляет нас всегда и мечты полет,
Возвеличим мы Отчизну и народ.

Припев:
Металлурги, горняки,
Наши цели высоки,
Мы - единая семья,
Как руда и сталь крепки!
Дружбой нашей мы сильны,
Словно братья, сплочены,
И в забоях, и в цехах
Укрепляем мощь страны.

Өндіріс өріс алған Қарсақбайдан,
Асырды атақ-даңқын Өр Алтайдан.
От кешкен, жалын кешкен батырлармыз
Төсінде туған елдің қанат жайған.

Қайырмасы:
Құрылысшы, байытушы - достарымыз,
Қосылған бір майданда бастарымыз.
Жасасын еңбекшілер ынтымағы,
Жүзеге асып мәңгі арманымыз!

Қайырмасы:
Тәуелсіз қасиетті қазақ елі,
Дәнге бай, кенге де бай байтақ жері.
Барады болашаққа еркін басып,
Бастаған Ұлы көшін Кемеңгері.

Қайырмасы:
Қара тасты қайнатқан,
Асыл тасты жайнатқан,
Кеншілерміз бұрғысын
Тереңдерге бойлатқан.
Көк темірді балқытқан,
Көк теңіздей толқытқан.
Металлург біздерміз,
Ел байлығын шалқытқан!

Біздер кенші-металлург,
Ел байлығын шалқытқан!
Постановления Центрального Совета
О социально-экономической ситуации в горно-металлургической промышленности Казахстана в 2013 году
Прошедший 2013 год оказался очень сложным для казахстанских  горно-металлургических предприятий.  Продолжилось падение мировых цен на металлы: алюминия – на 9,5 %; меди - на 8,6 %; золота – на 18,3 %; серебра – на 30,8 %; цинка – на 2,1 %. Исключение составляет цена на свинец, которая поднялась на 3,5 %.  Волатильность мировых рынков металлопродукции напрямую повлияло на отраслевые показатели. Так, только за первое полугодие казахстанский экспорт ферросплавов был снижен на 6 %, стального проката – более чем на 21 %, титана – более чем в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Ввиду снижения спроса на мировых рынках такие предприятия как АО «Арселор Миттал Темиртау» и АО «СС ГПО» также были вынуждены пойти на уменьшение объемов добычи и производства.

Тем не менее, даже в столь сложных условиях наши предприятия продолжают модернизировать собственное производство и реализовывать новые проекты. Так, завершается строительство  ферросплавного завода мощностью 440 тыс. тонн в АО «ТНК «Казхром»; привлеченные инвестиции здесь составляют около 1 млрд. долларов. На базе Казахстанского электролизного завода завершается строительство анодного завода мощностью 136 тыс. тонн обожженных анодов в год. «Казахмыс» продолжает разработку Бозшакольского и Актогайского месторождений; совокупные инвестиции при этом составляют более 4 млрд. долларов. «Казцинк» реализует проект стоимостью 100 млн. долларов по строительству никелевого завода в Актюбинской области на базе имеющихся месторождений никель-кобальтовых руд.

Реализация новых проектов демонстрирует  уверенность наших предприятий в будущем в отличие от мировых компаний, где происходят  остановки производств, свертывания инвестиционных программ и массовые сокращения персонала. Хотя, надо отметить, и у некоторых наших компаний (АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Алюминий Казахстана») имеются реальные перспективы  сокращения из-за проблем сбыта своей товарной продукции.
Как  при всем этом обстоят дела с оплатой труда в отрасли?

Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в  2013 году среднемесячная номинальная заработная плата в Казахстане составила 109 000 тенге, а в горно-металлургической промышленности – 140 500 тенге. Таким образом, повышение уровня заработной платы соответственно составили: 8,4% и 7,7%.  

Вместе с тем  показатели по оплате труда, представленные с мест,  отличаются от статистических:  в 2013 году средняя заработная плата по отрасли составила  120 646 тенге,    а реальное повышение уровня заработной платы  -  9,2 (см. таблицу).
 

пп
Предприятие Ср. з/п (т/мес) Изм.,
+, - %
ПОК Тариф,
%
2012 г 2013 г
1 УК ТМК 124347 117950 - 5,2 3,3 75,8
2 Арселор М.Т. 121230 130514 +7,7 1,8 75
3 Казахалтын 118709 132338 +11,5 1,8 75
4 Алюм. Каз-на 96967 105886 +9,2 1,9 80,5
5 Казхром 127803 142534 +11,5 1,8 75
6 Алтынтау 146679 157001 +7,0 - 57,4
7 Павлод. ТПЗ 61150 74650 +22,1 1,8 80
8 Nova Цинк - 101251 - 1,8-2,6 76,9
9 Оркен Атансор - 87204 - - 50
10 Восход Хром - 149810 - - 85
11 Восход Oriel - 186154 - - 85
12 Жезк.ред.мет. - 135639 - - 75
13 Оркен Атасу - 112515 - 1,4 -
14 СС ГПО 119587 136726 +14,3 1,8 75,1
15 КБРУ 107168 120879 +12,9 1,8 83,5
16 ТБРУ 77021 85130 +10,5 1,9 80
17 Оркен Лисак. 92904 97588 +5,0 1,8 85
18 Казцинк - 152143 - 1,8 75
19 Жайрем. ГОК 99038 109449 +10,5 2,0 76,6
20 Тараз. мет. з-д 59792 54502 - 8,9 1,8 98
21 Каз. элетр. з-д 126897 154157 +21,5 1,8 78
22  «KSP Steel» - 103875 - 1,6 75
  Итого 105664 120646 +9,2    
 
Таким образом, за четыре прошедших  года увеличение уровня заработной платы по отрасли составил лишь 65 %, которых  недостаточно для выполнения  цели, поставленной  на съезде  по его удвоению, за пять отчетных лет.  Несомненно, объективной причиной этому является очередная волна мирового финансово-экономического кризиса, негативно повлиявшая  на отрасль  через стойкое падение  цен на металлопродукцию и снижение ее востребовательности в условиях международного рынка.
При данных, казалось бы, независящих от нас факторов,  профсоюз продолжает проводить  подготовительную работу в отношении формирования теоретической базы для последующего практического осуществления поставленной  цели по планомерному повышению уровня оплаты труда в отрасли. И ставка сделана на единственно реальной возможности добиться желаемого - законодательном закреплении условий,  влияющих на формирование системы оплаты труда. 

Приведу следующие примеры.

I. Поскольку на протяжении ряда лет мы неоднократно убеждались в малоэффективности влияния на процесс «зарплатообразования» только посредством переговоров с социальными партнерами,    в мае прошлого года наш профсоюз  инициировал ряд предложений, которые затем в полном объеме (!) вошли в качестве дополнений в Трудовой кодекс РК. Таким образом, проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, сопутствующие законопроекту о профсоюзах (в нашем случае – трудовой кодекс), содержит следующие условия:
Отраслевым соглашением должны предусматриваться положения об основных принципах системы оплаты труда в отрасли, в том числе установление:
- минимальной тарифной ставке (оклада) в отрасли;
- предельных значений межразрядных коэффициентов;
- повышающих отраслевых коэффициентов;
- единого порядка установления доплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда. 
Только теперь у профсоюза появляется реальная возможность воплотить в жизнь все  задуманные ранее идеи. При условии, конечно, если указанный проект закона будет принят (первое полугодие).
Более подробные пояснения по всем перечисленным основным принципам системы оплаты труда будут представлены ниже.

II.
В Трудовом кодексе Республики Казахстан имеет место коллизионная ситуация, объективно требующая  устранения. Суть в следующем.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
17) Минимальный стандарт оплаты труда (МСОТ) – гарантированный для соблюдения минимальный размер месячной заработной платы работника, занятого на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда, включающий в себя минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для восстановления жизненных сил и энергии работника, подвергающегося в процессе работы воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов. 
Статья 122. Установление минимального размера заработной платы
2. Минимальный стандарт оплаты труда  определяется из расчета минимального размера месячной заработной платы, установленного законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год, и повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением и утверждаемых Правительством РК.   
 Указанные пункты, поясняющие экономическую суть минимального стандарта оплаты труда (МСОТ), противоречат друг другу, поскольку в первом случае речь идет о минимальной заработной плате работника, занятого в особых условиях труда, а во втором – о минимальной заработной плате, устанавливаемой в Казахстане для  среднестатистического работника. Данный факт является причиной   снижения истинного размера МСОТ.

В  целях подтверждения наличия противоречия, из-за   отсутствия  методики определения величины минимальной заработной платы (МЗП), воспользуемся методикой определения прожиточного минимума (ПМ), тем более что в Казахстане размер МЗП приравнен к размеру ПМ.

Методика   расчета  последнего   производится исходя из средней суммарной величины потребительских расходов шести социальных  половозрастных групп населения: детей, подростков (юношей, девушек), трудоспособного населения (мужчин, женщин) и пожилых людей. Однако, учитывая конкретные условия пункта 17) статьи 1 Трудового кодекса,  МСОТ должен определяться  не из размера месячной заработной платы (прожиточного минимума), рассчитываемой из средней суммарной величины потребительских расходов всех социальных групп населения, а только  одной из них -   трудоспособного населения, то есть мужчин и женщин, непосредственно занятых в тяжелом, опасном и вредном производстве. Причем,  расчет прожиточного минимума  лиц, занятых в особо вредных  условиях, где женский труд недопустим, необходимо производить исходя из нормы потребительских расходов только для мужского трудоспособного населения, а  лиц, занятых во вредных  условиях  – исходя из усредненной  нормы потребительских расходов для мужского и женского трудоспособного населения.        
Согласно действующей методике энергетическая ценность продуктов питания, необходимая для жизнеобеспечения среднестатистического казахстанца, составляет 2175 ккал;    для трудоспособного мужского населения – 2646 ккал (или на 21,7% выше);   для трудоспособного женского населения – 2100 ккал (или на 3,4% ниже); для трудоспособного мужского и женского населения (среднее значение) – 2373 ккал (или на 9,1% выше). Таким образом, МСОТ в 2014 году должен составить:
- для лиц, занятых в особо вредных и особо опасных условиях:
МСОТ =  МЗП (ПМ)  х 1, 217 х ПОК = 19966 х 1,217 х 1,8 = 43738 тенге;
- для лиц, занятых во вредных и опасных условиях:
МСОТ =  МЗП (ПМ) х 1,09  х ПОК = 19966 х 1,091 х 1,8 = 39209 тенге.

На основании изложенного профсоюз предлагает следующую редакцию  статьи 122 Трудового кодекса Республики Казахстан:
2. Минимальный стандарт оплаты труда  определяется:
- для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с особо вредными, опасными  условиями труда (где женский труд недопустим) – из расчета минимальной потребительской корзины, установленной для трудоспособного мужского населения;
- для  лиц, занятых на тяжелых работах, работах с  вредными, опасными условиями труда – из расчета среднего размера минимальных  потребительских корзин, установленных для трудоспособного мужского и женского  населения 
и повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением и   утверждаемых Правительством РК.
 
Мы направили соответствующее предложение в адрес депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, которое уже принято в разработку. Теперь необходима поддержка со стороны всех заинтересованных профсоюзов и формирование рабочей группы по его лоббированию с участием представителей профсоюзной стороны.

III.
Если ранее, до принятия  трудового кодекса, уровень заработной платы на каком-либо из предприятий зависел только от прихоти работодателя, то теперь по настоянию  профсоюзов появилась реальная возможность участвовать в процессе «зарплатообразования» через повышающий отраслевой коэффициент (ПОК). Например, в 2008 году, после  введения в действие ПОК,   заработная плата по отрасли сразу подскочила в среднем на 33 процента, что подтверждает эффективность  данного регулятора уровня оплаты труда.

Вместе с тем, назрела насущная необходимость в совершенствовании   законодательства. Так, глоссарием трудового кодекса не предусмотрено определение   методики  расчета ПОК. В итоге -  социальные партнеры вынуждены определять его размер самостоятельно, исходя  из собственных представлений и  интересов каждого, что вносит в их взаимоотношения  излишнюю напряженность и разногласия, зачастую выливающиеся   в трудовые конфликты.
По настоянию нашего профсоюза в апреле 2013 года Минтруда  объявил тендер на разработку единой методики определения повышающего отраслевого коэффициента. В настоящее время НИИ экономики и информатизации транспорта, выигравший тендер, разработал такую  методику и представил в министерство. По его расчетам для горнодобывающей промышленности, куда входит и наша отрасль, определен  ПОК в размере 2,09 (сейчас – 1,8).
Теперь наступил ответственный период, когда профсоюзам требуется настоять  на  законодательном закреплении  понятия «повышающий отраслевой коэффициент» через  трудовой кодекс по аналогии с существующим в нем понятием «минимальный стандарт оплаты труда». 

IV.
Профсоюз продолжает настаивать на необходимости пересмотра методики расчета прожиточного минимума в Казахстане в части изменения  соотношения продовольственной и непродовольственной составляющих (60/40 %) потребительской корзины в соответствии с реальными расходами домохозяйств на эти цели (45/55%). Данное предложение, помимо максимальной объективности определения прожиточного минимума на текущий период, соответствует рекомендациям   зарубежных экспертов, а также международным нормам по периодичности  пересмотра подобных  методик (один раз в 5 – 6 лет). Положительное решение позволит увеличить размер прожиточного минимума на 30 %, что, естественно, адекватно отразится и на размере МСОТ.

Таким образом, предпринимаемые нами действия способствуют совершенствованию системы оплаты труда в отрасли с конечной возможностью повышения его уровня  в общей сложности не менее 60 %.
Все перечисленные социальные  проекты, инициированные в последнее время нашим профсоюзом, в целях оперативного рассмотрения и принятия положительного решения на  государственных уровнях требуют всеобщей поддержки со стороны других республиканских профсоюзных органов, в том числе и федерации.

Основанием для такого утверждения служит тот факт, что  выдвигаемые нами проблемы актуальны не только для горно-металлургической промышленности, но и для других реальных секторов экономики Казахстана. Кроме того,  многолетняя  практика показывает, что между инициированием какой-либо идеи до её практического осуществления проходят неоправданно большие сроки, продолжительность которых напрямую зависят не столько от степени активности и настойчивости инициатора, действующего   в  одиночку, сколько от массовости и статусного уровня привлеченных сторонников. Пока же ярким, но, к сожалению, единственным примером, подтверждающим данное утверждение, является массовые усилия всех, без исключения профсоюзов, за возврат льгот по Списку № 1.

Поэтому мы обратились в Федерацию профсоюзов Казахстана за помощью и поддержкой в своих начинаниях и ответные конкретные шаги  с её стороны уже предпринимаются, что придает уверенность в положительном исходе задуманного.
Таков вклад Профсоюза трудящихся горно-металлургической промышлености в реализацию Послания Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Ведь главным лейтмотивом стремления войти в топ тридцатку государств мира является повышение жизненного уровня всех казахстанцев, что, в свою очередь, напрямую зависит от уровня оплаты их труда.

Казахстан относится к странам с доходом выше среднего по  ВВП на душу населения - 13 тыс. долларов США. Вместе с тем, заметно ускоряющийся темп роста ВВП не отражается адекватно на уровне жизни населения, в том числе - металлургов. Так, минимальная часовая тарифная ставка в Казахстане в 2013 году составляла 106 тенге, или 69 центов, а металлурга, например, I разряда сетки Ч-300 в АО «Арселор Миттал Темиртау»  -  230 тенге, или 1,5 доллара. При этом согласно данным МОТ в самой бедствующей от кризиса стране мира - Греции, фактически являющейся государством-банкротом, часовая оплата труда в обрабатывающей промышленности составляет около 13 долларов!

Подобные несоответствия как внутри страны, так и за её пределами и предопределили стратегическое направление деятельности профсоюза на ближайшую и среднесрочную перспективу.
 
К. Валиев – заместитель председателя Профсоюза ТГМП               
Вернуться назад

Написать письмо профсоюзу

Все поля обязательны для заполнения!

Имя
Телефон
E-mail
Сообщение

Подписаться на рассылку


E-mail